11 октября 2015 г.
Комсомольская правда: На берегах
Поэт, критик Андрей Пермяков о фестивале.
При закрытии каждых Олимпийских Игр звучит фраза: «Эти игры были лучшими в истории». Произносящий сие Президент международного Олимпийского комитета абсолютно искренен. Действительно, каждый последующий организатор старается избежать ошибок предыдущего и превзойти его в достоинствах.
То же самое можно сказать о качественных литературных событиях. Во всяком случае, только что завершившийся в Иркутске «XIV Международный фестиваль поэзии на Байкале» стал лучшим из всех, где нам доводилось присутствовать.
Организаторы — Анна Асеева, Игорь Дронов, Андрей Сизых и добровольные их помощники оказались безупречны. Удалось всё: от встречи и размещения участников до формирования внятной, интересной зрителям программы. Хотя формирование это было делом отнюдь не простым. Если прекрасный бурят Амарсана Улзытуев на берегах Ангары и Байкала просто обречён на успех, то распределить остальных, крайне различных с поэтической, да и других точек зрения авторов, обеспечив каждому из них внимательную аудиторию — дорогого стоит. Умение сделать это свидетельствует, как минимум, об искренней заинтересованности в каждом из гостей фестиваля.
Среди этих гостей присутствовали безусловные мэтры. О них как раз можно совсем вкратце. Дело, конечно, не в том, что Александр Ерёменко, Вероника Долина или, скажем, Бахыт Кенжеев находятся вне критики или напротив — малоинтересны. Просто каждый из этих авторов давно сформировался, обрёл свой круг поклонников, стал для кого-то учителем, и лишнее упоминание — не важно, восторженное или критическое — погоды не сделает.
Иное дело — явления становящиеся или не слишком известные в масштабах страны. На любом фестивале едва ли не самым тревожным для организаторов моментом оказывается вечер местных авторов. Вроде бы, и дело нужное, а с другой стороны, на фоне приглашённых знаменитостей региональные поэты рискуют выглядеть бледно. Да и это вечное «он теперь пишет что-то странное, но нельзя же не пригласить по старой памяти…». Так вот: ничего подобного в Иркутске не было. Тут, в первую очередь, опять-таки спасибо организаторам, сделавшим вечер не сугубо иркутским, но сибирским. А, например, участие кемеровчанина Дмитрия Мурзина или жительницы Норильска-Красноярска-Абакана-далее везде Дарьи Верясовой гарантирует определённое качество мероприятия.
Хотя зачем обижать иркутян? Увы, по уважительным причинам не приняла участие в фестивале Екатерина Боярских, но так бывает. Встречу вела Надежда Ярыгина, постоянный автор журнала Арион, очень нетривиальный автор. Остальные участники тоже были весьма интересны. Конечно, и среди них при желании можно было выделить самых-самых, но это всё-таки не конкурс, и более интересным показалось уловить некоторую общую ноту. Кажется, такой нотой стал эскапизм. Конечно, у кого-то тема параллельных измерений и планов поселиться где-нибудь в Андах звучала более талантливо, у кого-то слабее, многие обходились без неё, но коли уж говорить о чём-то общем для иркутских поэтов, то желание физического или ментального бегства довлеет. С чем это связано? Сложно угадать. Точно не с особенностями города — вполне уютного и по-доброму столичного. И, конечно, не с Байкалом, где проходила итоговая конференция.
Дежурная фраза «Украшением фестиваля стал гала-концерт» в данном случае будет верной наполовину. Отчего бы, например, не считать таким украшением вечер в Ангарске с участием Елены Игнатовой, Вероники Долиной, Бахыта Кенжеева и Тариэла Цхварадзе? Или наоборот: выступление группы «Ундервуд»? А для кого-то украшением стал вечер острой поэзии «На грани фола», совмещённый с концертом Олега Медведева. Но, так или иначе, формат гала-концерта обязывает. Да и зрителей он собрал больше всего. Причём, судя по реакции зала, зрителей не случайных.
Хотя буквально вслед за окончанием фестиваля на одном из иркутских порталов появилась заметка, где автор, вопреки общей доброжелательности тона публикации, сетовал на слабую посещаемость мероприятий, и в частности — гала-концерта. Тут возникает целый ряд вопросов, неразрешимых в формате этого краткого отчёта. Да и вообще ответить на них сможет лишь время. Например: «мало зрителей» это сколько? И какое количество будет оптимальным?
Одновременно с байкальским, в Петербурге проходил другой фестиваль, содержавший в своём названии характерный термин «лаборатории». Его организаторы вообще отказались от привлечения посторонних, дескать, их поэзия экспериментальная, становящаяся и наличие публики лишь повредит. Возможно. Но у нас теперь вся поэзия становящаяся. Включая стихи упомянутых выше мэтров. Тех из них, кто продолжает активно писать, конечно. Очень интересный сейчас период: меняется многое и очень быстро, а нечто, объявленное каноном, почти обречено стать окаменелостью. Зритель, кроме самого пристального, просто не успевает за переменами.
Второй момент: поэтов действительно много. Причём хороших поэтов. Редактор уважаемого литературного журнала говорил: «Я напечатал у себя более тысячи авторов, значит, каждый из них написал хотя бы одно хорошее стихотворение. Интересными для себя считаю около двухсот поэтов. А вот пойду слушать и затем общаться максимум с десятком-другим из них». Так это редактор, профессионал. Чего ж мы хотим от рядового любителя поэзии?
Существует и такой аспект, как фрагментация литературного поля. Скажем, многим очень мил формат слэма. И безусловная звезда, один из основателей этого жанра в России, Андрей Родионов на иркутском фестивале запомнился. Однако часто формат сужает диапазон восприятия. Хотя это, конечно, не вина слэма и тем более — Андрея.
И, наконец, играет роль момент самодостаточности нынешней поэзии, непричастности её актуально-политическому. Скажем, в день завершения фестиваля в Иркутске состоялась встреча читателей с прозаиком и ректором Литературного института А.Н. Варламовым. Число участников этой встречи вполне коррелировало с аудиторией фестивальных мероприятий. Однако разговор там быстро перешёл в плоскость общественную. А вот попытка публично спросить о политике у поэта Максима Жукова, обитателя такого непростого региона, как Крым, была аккуратно и твёрдо пресечена организаторами. Нет-нет, это ни в коем случае не жест в сторону «чистого искусства», поэзия кормится из самых разных источников, просто у каждого своё дело.
Вот как-то так. Отличный фестиваль завершился, следующий будет ещё лучше. По крайней мере, кризис фестивального движения, явный ещё пару лет назад, преодолевается. Это не только по иркутскому форуму заметно, но тут просто совсем уж очевидно стало. Ждём продолжения.
Андрей Пермяков, поэт, литературный критик