28 июня 2014 г.
Телеинформ: На встрече со своими иркутскими поклонниками Эдуард Лимонов читал стихи и рассуждал об искусстве, религии и России
19 июня 2014 г.
Российский писатель и поэт Эдуард Лимонов, принимающий участие в 13-ом фестивале поэзии на Байкале, 18 июня встретился со своими иркутскими почитателями. Поглядеть на столичную знаменитость и поближе познакомиться с его воззрениями на литературу, политику и вообще на жизнь пришли несколько десятков человек. Встречу модерировал доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Сергей Шмидт. Публика, к слову, вопреки ожиданиям некоторых скептиков, оказалась довольно разномастной – от возрастных представителей иркутской интеллигенции до продвинутой молодёжи. Вопросы тоже были разные, табуированной оказалась лишь тема политики (изначально организаторы фестиваля поэзии обозначили свою дистанцированность от политических вопросов), но избежать её все равно не удалось.
Но сначала речь зашла о литературе, причём преимущественно о прозе. Лимонову, несколько дней назад назвавшему Александра Пушкина «поэтом для календарей» (ещё раньше высказав эту мысль в своей книге «Священные монстры»), подставили другую «щёку для удара» – Фёдора Достоевского. Сергей Шмидт процитировал одно из ранних высказываний Лимонова по поводу героев романов Достоевского, которых писатель охарактеризовал "неврастениками". Эдуард Лимонов подтвердил, что своего мнения на этот счет не изменил, отметив, что один из наиболее известных в мире русских писателей-классиков в своих произведениях создал «национальный русский характер», лишь отдалённо напоминающий действительность: «По этому образу нас до сих пор так и воспринимают за рубежом. Хотя на самом деле русские – более серьёзные, сдержанные люди. Они непросто разогреваются». Вместе с тем, по его мнению, в отечественной литературе – и не всегда «первого ряда» – есть примеры точного изображения «настоящего русского человека». В частности, Лимонов озвучил повесть «Железный поток» Александра Серафимовича, автобиографический роман «Как закалялась сталь» Николая Островского. Вкупе с ними он обозначил, как ни странно, повесть «Тарас Бульба» Николая Гоголя, назвав её «сильной книгой».
Походя разъяснил Эдуард Лимонов и свои отношения с Александром Пушкиным, отметив, что поэта «сбросить с парохода современности» предложил ещё Владимир Маяковский. «Не я один считаю, что «Евгений Онегин» – очень скучный роман. По сути, это провал. Главный герой – бездельник, его можно сравнить с современными хипстерами. Ничего примечательного, а нам его до сих пор «впаривают» как энциклопедию русской жизни. Я говорю это не с целью эпатажа и никого «сбрасывать» не собираюсь», – подчеркнул гость из Москвы.
В целом же, говоря об искусстве – будь то литература, живопись или музыка, – Эдуард Лимонов неоднократно акцентировал внимание на том, что оно имеет свойство «стареть». «Вечной литературы нет, – аргументировал он свою мысль. А затем добавил: «После Пикассо надо было поставить точку. Изобразительное искусство, к которому мы привыкли, умерло. Границы искусства настолько расширили, что лучше сказать, что его больше нет. Всем известно, как реагируют обыватели на инсталляции и перформансы. Они говорят: «Я тоже так же мог бы». По сути, это так и есть».
На вопрос из зала, вызвавший улыбку на лицах кое-кого из собравшихся, о роли поэта в истории, Эдуард Лимонов с иронией, граничащей с сарказмом, ответил: «Огромная. Просто всё заслоняет». Впрочем, тут же серьёзно добавил: «Определённо роль поэтов есть. Она какая-то жреческо-пророческая, прежде всего. А начали они на что-то влиять с Байрона, он стал первым бунтарём среди поэтов. Это практически Джон Леннон своего времени».
Публику заинтересовал и взгляд главной фигуры встречи на гуманитарное образование. В частности, у Эдуарда Лимонова спросили, каких современных авторов, по его мнению, нужно включить в список литературы для вузов, на что он ответил: «Меня точно не будет в вузовских программах. Дело в том, что их формирование контролирует власть, а у неё обо мне превратное мнение». Что же касается других современных поэтов и писателей, то он не захотел никого особо отмечать, «чтобы не обижать», добавив, что, к тому же, редко берёт в руки книги из-за нехватки времени и не является «хорошим наблюдателем русской литературы». К слову, романы Эдуард Лимонов и вовсе бросил читать почти четверть века назад. «Роман – довольно примитивный жанр. Зато издателям нравится, потому что есть такой «кирпичик» в 300 страниц, и его можно продавать», – заключил он.
Среди вопросов, касающихся литературы, мелькали и другие. Так, почитателей Эдуарда Лимонова интересовал его взгляд на уже набившую оскомину дилемму «Россия – это Европа или Азия». По мнению писателя, не стоит заострять внимание на этих понятиях, поскольку «они появились относительно поздно и относились, скорее, к цивилизационным различиям, которые уже сейчас стираются». Он дополнил: «Россия – это особый «материк», несмотря на то, что географически это не выражено, и ей нужно развиваться своим путём, собирая всё своё – богатства, территории, инвестиции, не оглядываясь на аппетиты других. Для Европы Россия представляет собой либо врага, либо соперника, но задачи уничтожить страну там нет».
«А как вы относитесь к христианству?», – прозвучал вопрос из зала. «Христианство ко мне относится плохо», – коротко ответил Эдуард Лимонов. «Но всё-таки как Вы относитесь к религии», – стоял на своём вопрошающий. «Я уважаю верования людей, и не пытался их обижать. Я был возмущён выходкой Пусси Райот, например. В своих книгах я, может быть, выступаю как еретик, но считаю, что нельзя осквернять святые для других людей места», – пояснил писатель. «Тем не менее, какие у вас отношения с христианством?», – не отступал от своего собеседник писателя. «Я верю в то, что человека создало высшее существо, – парировал Эдуард Лимонов, – дальше моя позиция с официальной религией расходится».
Ещё одной нелитературной темой, затронутой в ходе беседы, стали аборты. По мнению Эдуарда Лимонова, медицинское прерывание беременности, тем более в условиях неблагоприятной демографической ситуации в России, преступно. Он напомнил, что, когда был моложе, активно выступал за запрет абортов. Сейчас, поскольку «видимо, с возрастом люди «мягчают», а может, наоборот», Эдуард Лимонов уже не так жёстко стоит на этой позиции, но всё равно считает: «с этим надо что-то делать».
«В своё время мы предлагали ввести «профессиональных рожениц». Я сам на примере своей жены и двух детей видел, что беременность – это тяжело. За это надо платить. И рождаемость повысится, если женщина будет знать, что её в любом случае поддержат. Нашу идею не приняли, но хоть что-то начали в этом направлении делать», – поделился своими наблюдениями Эдуард Лимонов.
Кстати, встреча Лимонова с читателями не ограничилась форматом «вопрос-ответ». Общение перемежалось со стихотворениями поэта, которые он декламировал «с чувством, толком, расстановкой». Иркутянам Эдуард Лимонов прочитал «Саратовский централ», «Европа спит», «Н. Медведевой», «Банкиру Петру Авену», «Светская жизнь». Всего гости услышали около десяти стихотворений.
Под занавес Сергей Шмидт задал Эдуарду Лимонову вопрос, который, как признался знаменитый иркутский блогер, волновал его десятка два лет. Речь зашла о наиболее нашумевшем романе «Это я, Эдичка», а конкретно – одной из скандальных сцен, которую Сергей Шмидт охарактеризовал как «проверка наличия или отсутствия у человека мозгов». Известного иркутянина интересовало: жалеет ли Эдуард Лимонов о том, что написал эту сцену. «Нет. Единственное, о чём я жалею, что после этого пошёл баллотироваться под фамилией Лимонов, а не Савенко (настоящая фамилия поэта – прим. ред.). Всё-таки писателя не надо смешивать с политиком», – ответил столичный гость.
Источника: http://i38.ru/kultura-kommenti/na-vstreche-so-svoimi-irkutskimi-poklonnikami-eduard-limonov-chital-stichi-i-rassuzhdal-ob-iskusstve-religii-i-rossii