Пресса о фестивале

24 сентября 2013 г.

Рифмуй это: Точка сборки авангардной поэзии

Двенадцатый фестиваль поэзии на Байкале доказал, что хорошая рифма не выйдет из моды, но, возможно, обретет в нашем высокотехнологичном мире новые формы.

Поэзия определенно вышла из моды. Если в начале ХХ века быть культурным человеком означало вращаться в поэтических кругах и не пропускать чтения, а в шестидесятые годы поэты собирали стадионы, то сейчас сложно найти человека, который бы знал фамилии хотя бы десятка современных поэтов. И Пушкина-то процитируют не больше строфы. Сейчас модно другое: стоять на Болотной площади, цитировать Навального и следить за новостной лентой Мебиуса: как там, в Никарагуа, не потоп ли случайно? Между тем, у нас с вами под боком, в центре Иркутска прошло мероприятие международного масштаба для тонкой прослойки интеллигенции: Фестиваль поэзии на Байкале, двенадцатый по счету.

Афиши с присно упомянутым Пушкиным на всех городских столбах, вход на все мероприятия бесплатный, даже на гала-концерт в театре им. Н.П.Охлопкова, а посетителей — по пальцам пересчитать, исключительно реликтовые интеллигенты.

?  

ЮРИЙ ПОЛЯКОВ
~ Главный редактор «Литературной газеты»

На фестивале поэзии на Байкале прошло больше 20 мероприятий, были встречи, лекции, чтения, был даже свободный микрофон, любой мог выйти и почитать свои стихотворения или произведения любимых поэтов. И я скажу так: если ты за всю неделю не нашел время прийти на фестиваль, то забудь, что ты образованный человек. Не стоит называть себя культурным человеком, если пропускаешь культурные события».

Государственный масштаб мысли главного редактора «Литературной газеты» впечатляет; вот, к примеру, его мнение о том скандальном списке 100 книг, которые в обязательном порядке должны прочитать школьники:

«Представьте: для школьников сделали список, в котором 30% — эмигрантская литература, Довлатов там всяческий. Мы кого воспитывать-то будем — эмигрантов? Я считаю, что эммигрантские страдания, уезжать — не уезжать, — они в школе не нужны. Иначе мы продолжим кормить Силиконовую долину, куда и так утекло слишком много мозгов. А нам надо воспитывать нормального гражданина, который останется в стране и будет ее поднимать. И провинциальные авторы в этом смысле — наша основа».

К слову, «Литературная газета» — чуть ли не единственное издание в Москве, которое обращает внимание на провинциальных писателей и поэтов. Когда я пришел в газету, там печатали поэтов только москвичей и питерцев. Первое, что я сказал, было: «в очередном номере будет только один москвич и один питерец, остальные должны быть из России». С тех пор мы стараемся этот баланс соблюдать, обязательно печатаем поэтов из регионов.

?Почти два десятка таких поэтов из регионов и пригласили для участия в фестивале. Формат общения был самый разный; например, блестящий оратор Сергей Бирюков читал лекцию о поэтическом авангарде в стенах иркутского филфака, а в галерее «Revолюция» декламировал свои стихи. Это тексты не для широкого круга: вспомните классиков жанра Хармса, Введенского, Хлебникова. Сергей Бирюков, ныне житель Германии, — значительная в литературной среде фигура, кандидат филологических наук, доктор культурологии, председатель Академии Зауми, член Союза писателей XXI века, автор многочисленных публикаций и книг. За кафедрой он выглядит, как проповедник во время мессы. В Сети в открытом доступе есть его «Року укор» — литературоведческий текст, в котором классификация авангардной поэзии подана исчерпывающе и прекрасно.

 
??

Фото из архива оргкомитета Фестиваля поэзии на Байкале

 

 

Чуть более скандальным было выступление нашего бывшего земляка, а ныне красноярца, Александра Сурикова в «Revолюции»: когда он читал свои примитивистские стихи (помните дадаистов?), некоторые слушатели не выдерживали и уходили посреди выступления. Но еще Чаадаев в свое время сказал «Слова звучат в отзывчивой среде» и свой слушатель — остается. Надо отметить, что поэты на прошедшем фестивале вообще с удовольствием выходили за рамки общепринятого и за границы формата: примером может послужить вечер «поэзия 18+» в баре «Первач».

Под стук стаканов и лязганье вилок по тарелкам поэты зачитывали строки adult-формата, неловко извинялись перед почтенной публикой, и иногда сконфуженно глотали слово из трех букв. В поэзии даже без использования мата и декамероновских сценок легко быть пошлым, если встать на накатанные рельсы банальности «кровь-любовь». Рифмы с обсценной лексикой и про самое близкое, исподнее, в этом смысле — тоже авангард, хотя конечно, каждый вспомнит матерок классиков глубоко в анналах. Конферанс перемежался обсуждением прецедента изъятия вышеупомянутого слова из русской речи на законодательном уровне, по счастью, фейкового. Поэты оживляются, рассказывают в стихах о правилах употребления слов и частей тела по назначению и для взаимной выгоды. Тема оказывается необъятной и крайне продуктивной, строчки с *бать и **зда продолжают сыпаться в пространство, концентрируются и превращаются в дым.

 

Провинция

Оргкомитет фестиваля:

Андрей Сизых santrak@mail.ru

Анна Асеева  a_aseeva@mail.ru

Евгения Скареднева

Михаил Базилевский

Алёна Рычкова-Закаблуковская

Игорь Дронов

 

Иркутская областная общественная организация писателей (Иркутское отделение Союза российских писателей): writers_irk@mail.ru

Культурно-просветительский фонд «Байкальский культурный слой» 

Телефон для справок: 

8914872-15-11 (оператор МТС)

Группа в Facebook

Группа ВКонтакте

Яндекс цитирования
Rambler's Top100  
Разработка и хостинг: Виртуальные технологии

 

 

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.