20 июля 2010 г.
Литературная Россия
Иркутск – культурная и поэтическая столица Сибири.
Х фестиваль поэзии на Байкале, который проходил в Иркутске с 11 по 18 июля 2010 года, поразил меня. Поразил серьёзным, трепетным, высоким отношением к поэзии, которое проявили организаторы фестиваля (Иркутское отделение Союза российских писателей) и, прежде всего, иркутская публика, собиравшаяся каждый вечер на поэтические чтения. Поэтические чтения, конкурс поэтических видеоклипов и дискуссии, где главной темой была опять же поэзия, проходили то в доме-музее Волконского, то в областном драмтеатре им. Александра Вампилова, то в филармонии, то в библиотеке, то в музее им. местного мецената Сукачёва, то в музее истории города, и даже (из-за накладки с залом) в пивном ресторане «Старый Мюнхен».
Поразило, что все залы (и заметьте, в июле месяце!) были переполнены. Поразило и то, как торжественно собиралась иркутская интеллигенция на этот духовный праздник. А что он был духовным, это несомненно, так как в чтениях принимали участие самые известные и значительные современные русские поэты: Олег Чухонцев, Сергей Гандлевский, Бахыт Кенжеев, Лев Рубинштейн, Вера Павлова, молодые талантливые поэты – Александр Кабанов, Максим Амелин, Андрей Коровин, Инга Кузнецова, Алексей Остудин, сибирские поэты – Олег Кузминский, Людмила Бендер, Светлана Михеева, Александра Пожарская, Артём Морс, Андрей Сизых, Анна Асеева (Иркутск), Иван Клиновой, Антон Нечаев (Красноярск), Дмитрий Мурзин (Кемерово), Булат Аюшев, Аркадий Перевин, Юрий Извеков из Бурятии, главный редактор журнала «Грани», дочь известной иркутской поэтессы, которую называли «иркутской Ахматовой», Елены Жилкиной – Татьяна Жилкина, и многие другие поэты.
Поразил иркутский губернатор – Дмитрий Мезенцев, который нашёл время встретиться с нами, писателями: с московскими поэтами Сергеем Гандлевским, Львом Рубинштейном, со мной – как первым секретарём Правления Союза российских писателей, и с организаторами фестиваля – председателем Иркутского отделения Станиславом Гольдфарбом и Светланой Михеевой. Он приехал в офис «Комсомольской правды», где мы его ждали, и за чаем, за разговором о поэзии и культуре (тема была интересной и животрепещущей: Пушкин и царь, поэт и власть) разрешил многие проблемы местных писателей: дав нашей организации помещение, пообещав увековечить память иркутского поэта и организатора первых фестивалей поэзии на Байкале – Анатолия Кобенкова, а также оказать помощь молодым писателям в выпуске первой книги. Взяв с полки книгу Пушкина, губернатор на чайном блюдце за несколько мгновений нарисовал профиль Пушкина, скопировав его с обложки книги, чем доказал, что он человек, любящий искусство и поэзию.
Впервые в дискуссиях о поэзии: «Национальный поэт», «Женская и мужская поэзия» и других – на равных участвовали филологи – профессора и преподаватели Иркутского государственного университета: декан филологического университета Анатолий Самуилович Собенников, заместитель декана Ирина Иннокентьевна Плеханова, высказывания и выступления которых сделали эти дискуссии острыми и нестандартными. Запомнились блестящие высказывания Бахыта Кенжеева, выступившего на одной из дискуссий с «шишковских» позиций о защите русского языка от проникновения в него слов иностранных, и Веры Павловой, выступавшей на дискуссии о женской поэзии – с позиций феминистских (что меня, признаюсь, приятно удивило, так как привыкла к тому, что поэтессы чураются всего «женского», кажущегося им синонимом бытового и «низкого» и потому как бы не имеющего отношения к поэзии).
Вели мы эту дискуссию с прекрасной Ингой Кузнецовой. После дискуссии с Ингой мы в компании иркутских писателей – поэта Андрея Богданова, прозаиков Александра Хлебникова, Александра Карпачева и примкнувших к нам московских, бурятских и кемеровских поэтов – пошли (взошли) на крышу одного из высоких домов в центре Иркутска, где живёт читатель, читающий всё, – по имени Виталий. Там, на крыше, поэты прочитали по стихотворению и тем самым открыли поэтический салон «На крыше у читателя». Кстати, на эту крышу нам с Ингой пришлось забираться по вертикальной лестнице, что в платье не очень удобно.
Интересно было смотреть также поэтические видеоклипы, конкурс которых прошёл в музее города. Я была председателем жюри, в которое входили Сергей Гандлевский, Лев Рубинштейн, Вера Павлова, её муж – переводчик Стивен, а также председатель Иркутского Союза кинематографистов. Мы ставили оценки: одну за сценарий, другую – за видеоряд. Победителем видеоконкурса стали Александр Переверзин из Люберец и Лета Югай из Вологды за работу «Стало холодно, совсем зябко». Второе место досталось москвичке Елене Макарчук за «Дев и рыб», а третье – Анне Минаковой их Харькова за её «Облака». На наших глазах рождается новый жанр, за которым огромное будущее.
Запомнилась поездка в Усть-Ордынское, где нас принимали по-бурятски: не с хлебом и солью, а с чашей белого сладкого молока. Выступавшие в местном Доме культуры поэты все по очереди признавались, что в одном из колен их предки были с бурятской кровью. Местная администрация преподнесла мне букет цветов, почуяв во мне такую же ордынку, только с берегов Волги, – ведь я родилась в Астраханской области, которая раньше, во времена монголов, называлась Золотой Ордой. Из чего следовало, что одна из составляющих поэтического таланта – шаманизм, на родине которого мы и пребывали. В местном музее нам показали шаманский бубен и рассказали, как выделывать кожу для производства оного. Музей, кстати, великолепный, ещё лучше – экскурсовод Лена, сама по национальности бурятка, которая нам и поведала о нравах и обычаях бурятов. В местном ресторане «Бэйгэл» («Байкал» – что в переводе с бурятского значит «Большое озеро») мы отведали местное блюдо – позы – что-то вроде мантов и русских пельменей. Видели в Усть-Орде на столбе забавное объявление: «В кафе «Позная» срочно требуется лепщик поз (от приготовления фарша до выпуска готовой продукции). Оплата высокая». Там же в ресторане выпили по пятьдесят грамм местной водки, изготовляемой из молочного продукта, похожего на кефир.
Что ещё запомнилось? Запомнились Тальцы – деревня, расположенная на берегу Ангары, куда со всей области свезли все деревянные дома, церкви и другие здания. Мы гуляли по этой деревне и покупали всякие сувенирчики. На берегу Ангары, куда я в одиночестве забрела, лежала швейцарка в белом и на чистом русском языке поведала мне историю своей жизни. Она приехала сюда сама и сама путешествует от стойбища к стойбищу. Запомнился поэтический мастер-класс Максима Амелина, который он давал нам прямо в автобусе, пока мы ехали в Усть-Орду, а потом повторил его для молодых поэтов в областной библиотеке. Запомнились стихи Бахыта Кенжеева, которого я для себя открыла как поэта и человека. Запомнилась рок-опера композитора Владимира Соколова, написанная на стихи Анатолия Кобенкова в музыкальном театре «Пилигрим». Запомнилась вдохновенная речь Олега Чухонцева о поэзии и поэтах – Бродском и Юрии Кузнецове. Это происходило в застолье, в ресторане, куда нас пригласил местный меценат и предприниматель, пишущий стихи и владеющей художественной галереей, Виктор Бронштейн. Запомнился огромный костёр, зажжённый для нас на прощанье на берегу Байкала.
И конечно, на всю жизнь запомнился Байкал. Священный Байкал, в котором я два раза искупалась.
Светлана ВАСИЛЕНКО
От редакции: В своих заметках Светлана Василенко создала очаровательный образ иркутского губернатора Дмитрия Мезенцева, который, надо полагать, просто влюблён в нашу литературу. До этого губернатор под свой патронаж взял всероссийский форум распространителей прессы. Остаётся один вопрос: почему при таком хорошем губернаторе местная «Роспечать» выжила из своих киосков как класс нашу газету? Может, как раз потому, что газета несколько раз по делу иркутскую власть пропесочила. Вот чиновники и обиделись. Или г-н Мезенцев лоялен только к тем, кто готов его лишь хвалить?