14 июля 2010 г.
Областная газета
На гостеприимной площадке усадьбы Волконского состоялось открытие X Международного фестиваля поэзии на Байкале. Его организатором выступает региональное отделение Союза российских писателей при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области и Фонда Михаила Прохорова.
Фестиваль поэзии на Байкале впервые был проведен в Иркутске в 2001 году. Бессменным организатором и его идейным вдохновителем до 2006 года оставался иркутский поэт Анатолий Кобенков. В память о тех, кто стоял у истоков фестиваля, благодаря кому он живет, прозвучали стихи ушедших поэтов: Марка Сергеева, Сергея Иоффе, Юрия Левитанского, Светланы Кузнецовой, Анатолия Преловского, Елены Жилкиной, Иосифа Уткина. «Глаголом жечь сердца людей» пытались и молодые поэты из Кемерово, Красноярска, Иркутска, Саянска, Братска, Улан-Удэ.
С приветственным словом выступили гости фестиваля. Например, поэт из Москвы и координатор Волошинского фестиваля Андрей Коровин оказался в Иркутске впервые. Зато, как он сам объяснил, у него была веская причина, по которой он согласился приехать:
– Здесь жили двое моих замечательных друзей. Это поэты Сергей Белозеров и Ольга Подъемщикова. Сергей был, наверное, одним из последних политических ссыльных советской эпохи. Его сослали на станцию Зима, где Белозеров работал кочегаром. С ним поехала в ссылку и его беременная жена, начинающая поэтесса и журналистка Ольга Подъемщикова, которую друзья окрестили за этот подвиг «последней декабристкой».
А вот поэт из Казани Алексей Остудин еще с прошлого фестиваля оказался влюблен в иркутскую старину: «Вы даже не представляете, с каким чудом вы рядом живете! Вам удалось сохранить деревянные дома в центре города, чего в Казани уже, увы, нет. История сопровождает по жизни вас, ваших детей и внуков. Поэтому в первую очередь я приехал, чтобы вновь полюбоваться особой укладкой бревен и уникальной резьбой наличников».
Для поэта Евгения Чигрина фестиваль поэзии на Байкале – это возможность отдать дань памяти дружбы с Анатолием Кобенковым: «Я помню, как он пригласил меня принять участие в первом фестивале, как мы с ним переписывались последние 12 лет, как встречались не только в Иркутске, но и в Красноярске, Москве, Владивостоке, на Сахалине. Надеюсь, иркутская земля сохранит все то, что сделал для нее поэт Анатолий Кобенков. Желаю, чтобы друзей у фестиваля год от года только прибавлялось».
Открытие фестиваля гармонично сопровождалось музыкальными номерами. В своем выступлении арт-трио Александр Рогачевский, Михаил Соловьев и Герман Цогла обратились к традиционной песенной культуре Приангарья. Они представили музыкальное наследие Сибирской Атлантиды. Это песни затопленных при строительстве Иркутской, Братской и Усть-Илимской ГЭС деревень. А песни и танцы молодежного ансамбля «Улаалзай» украсили праздник поэзии яркими красками бурятской культуры.
После официального открытия гостей и участников фестиваля ожидала ночь поэзии в Музее декабристов. На следующий день они поделились своими впечатлениями.
– В усадьбе Волконского был замечательный концерт, где у нас создалось ощущение, что советской власти не было, – отметил поэт из Нью-Йорка, один из создателей легендарной поэтической группы «Московское время» Бахыт Кенжеев. – Во многом благодаря сотруднику музея Александру Чернышеву, который вел программу на прекрасном старом русском языке без единого советского штампа. Еще там играли музыку XIX века, пели оперные арии, в этом старинном доме с потрясающим запахом дерева – и все вместе это создало что-то вроде машины времени. Вообще ваши старые деревянные дома Иркутска очень красивы, не говоря уже о Байкале, поэтому я собирался во второй раз на фестиваль с чувством большой радости.
У тех гостей, кто впервые прибыл на фестиваль, были свои причины бросить все свои дела и отправиться «за тридевять земель». Как отметила известная московская поэтесса Вера Павлова: «На фестивали ездишь прежде всего для того, чтобы отдохнуть от проклятой поэзии и пообщаться с хорошими людьми». А еще, конечно же, полюбоваться красотами природы. Все поэты, как один, назвали самым ожидаемым событием поэтического форума поездку по Кругобайкальской железной дороге, а главным магнитом фестиваля – Байкал. Другой создатель группы «Московского времени» известный поэт Сергей Гандлевский сформулировал причину емко и по существу: «Предполагается, что если мы поэты, то особенно впечатлительны и чувствительны к красоте, поэтому поездка определенно пойдет нам на пользу». Однако, скорее всего, поэты лукавили, ведь одна из главных задач и причин любого поэтического форума все-таки – встречи с читателями.
– Мне все интереснее ездить по городам России, гораздо интереснее, чем на Запад, – отметил один из основоположников и лидер московского концептуализма Лев Рубинштейн. – Последние несколько лет мне счастливо удается ездить, притом что я ненавижу самолеты и боюсь их. Мне очень нравится, что это фестивальное движение растет и крепнет, поскольку современная литература и искусство во многом на нем и держатся, потому что на Западе и в России все время идут разговоры о том, что поэзия как вид общественного сознания исчезает, становится ненужным и варится в собственном соку. И хорошо, что такое движение появилось не в столице, так как она очень пресыщена.
Большой поэтический вечер в Иркутском академическом драматическом театре им. Н.М. Охлопкова в этот же день не был исключением. Несмотря на погожий летний вечер, зал был практически полон и с упоением внимал поэтическому слову. С приветственной речью к гостям обратилась супруга губернатора Приангарья. А друзья и коллеги вспомнили организатора фестиваля и одного из лучших сибирских поэтов Анатолия Кобенкова.
– Я была на одном из первых Байкальских фестивалей, – отметила председатель Союза российских писателей поэт Светлана Василенко. – Это было в начале 2000-х годов, и фестиваль собирался вокруг имени Евгения Евтушенко. Тогда было очень интересно: мы путешествовали на станцию Зима, Братскую ГЭС, в Ангарск. Если честно, раньше я всегда завидовала киношникам, так как у них есть фестивали, на которых можно увидеть все достижения. Конечно, стихи поэтов можно прочесть в книгах, журналах и Интернете, но куда интереснее слышать их вживую от авторов. Именно тогда возникает объем и перспектива.
Фестиваль, по мнению участников, это еще и возможность послушать друг друга и молодых авторов.
– Мы выросли в то время, когда нашу поэзию совсем не публиковали, – отметил Сергей Гандлевский. – И главным способом бытования наших текстов были как раз устные чтения, поэтому мои любимые стихи современников я, скорее, впервые услышал, чем прочитал. Я вообще считаю поэзию искусством телесным, которое предполагает физическое присутствие авторов. Кстати, поэты, как и артисты, могут друг другу не нравиться, но при этом цивилизовано общаться, в отличие от романистов, которые порой обнаруживают полное дикарство в межличностных контактах.
– Каждый человек, который пишет стихи – вначале читатель, – подчеркнул Бахыт Кенжеев. – И когда я читал хороший текст, мне всегда хотелось познакомиться с автором, так и появились все мои друзья по поэтическому цеху. Ведь личность поэта и его стихи неразделимы. В этом, мне кажется, смысл любого поэтического фестиваля.
Елена Орлова
http://www.ogirk.ru/news/2010-07-14/poety.html