Главная / Новости / Пресса о фестивале / Мария Галина: Поэзия...

Пресса о фестивале

8 августа 2012 г.

Мария Галина: Поэзия не может жить в замкнутых пространствах

 

XI Международный фестиваль поэзии на Байкале, который состоялся в Приангарье в июле, вновь собрал множество гостей. Ведь в этом году его участниками стали видные российские литераторы.
 
Среди них поэт, писатель-фантаст Мария Галина. Своим взглядом на современный литературный процесс она поделилась с корреспондентом «Областной».
 
– Мария Семеновна, нужны ли, по-вашему, поэтические фестивали как таковые?
 
– На мой взгляд, фестивали вообще дело полезное, особенно литературные. Ведь когда у поэтов возникает возможность представить свои стихи, это в значительной степени катализирует процесс их творчества. Кроме того, помогает личное общение с коллегами. Пример тому – поэтический фестиваль «М-8» в Вологде, с тех пор как он стал проходить, литературная жизнь в городе расцвела, а недавно вологодский поэт Мария Маркова даже получила президентскую премию. Вообще поэзия не может жить в замкнутых пространствах, она должна быть открытой, что и обеспечивают фестивали.
 
– Вы впервые участвуете в фестивале поэзии на Байкале. Отличается ли наш форум от других?
 
– Мне показалось, что иркутский фестиваль очень рационально организован и спланирован. Здесь, с одной стороны, есть площадка для взаимодействия, с другой, оставлено пространство для общения и знакомства с городом. Очень здорово, что открытые чтения стихов прошли в 130-м квартале, где их звучание очень уместно. Вспомним, что поэзия изначально имела устное бытование и начала записываться и читаться с листа сравнительно недавно. Традиционно стихотворчество – это публичное действо, и то, что в Иркутске оно возвращается в свою естественную среду – очень хорошо.
 
– Вы равноценно занимаетесь двумя видами литературы – поэзией и фантастической прозой. Причем фантастические сюжеты часто перетекают в вашу поэзию, а проза иногда становится поэтичной…
 
– И поэзия, и проза – это в какой-то степени психофизиология. Ведь если ты Блок, то ты не можешь писать как Маяковский. В принципе, то, что ты пишешь – это и есть ты, твои отпечатки пальцев. С другой стороны, и поэзия, и проза – это инструменты, которые описывают мир, и в чем-то они всегда пересекаются. Просто есть люди, которые пользуются только одним инструментом, а есть те, кто владеет двумя, и мне в этом плане повезло. У нас сейчас очень значима для современной литературы именно нарративная поэзия, в основе которой находится некое сюжетное повествование – Федор Сваровский, Андрей Родионов, Мария Степанова. Причем их стихи можно рассматривать как сюжеты романов, пусть и в свернутом виде, на основании которых мы можем создать полноценное произведение.
 
– Но что все-таки для вас первично, проза или поэзия?
 
– Когда у меня не получается какой-то роман, я думаю: ну чего тут хотеть, я ведь хороший поэт, а это вторично. Когда не идут стихи, я начинаю себя успокаивать: я ведь писатель, а тут стихи... Это очень гибкая система, и сказать, что первично, а что вторично – невозможно.
 
– По профессии вы биолог, почему начали заниматься творчеством?
 
– Наверное, это было заложено от природы, ведь многие из нас рождаются со склонностью к тому или иному виду творчества. Обычно стихи приходят к человеку раньше, чем он начинает осознавать, что он занимается каким-то творчеством. По крайней мере, у меня было так. Уже гораздо позже я поняла, что хочу и могу заниматься этим профессионально.
 
– На дискуссиях фестиваля вы сказали: то, что раньше казалось нам бредом в поэзии, с течением времени может стать пророчеством. Как же тогда отличить этот «новый голос» от графомании?
 
– Это очень сложно, особенно в последнее время, когда есть такой процесс, как постмодернистские и концептуалистские практики, например, Дмитрия Пригова. Одни считают, что он очень много сделал для литературы, определив некое актуальное направление поэзии. Но есть очень серьезные большие поэты, которые считают его графоманом, например, Лев Лосев. Поэтому то, что общество признает поэзией, то, что мы сами считаем таковой, а также то, что мы допускаем под этим понятием – совершенно разные вещи. По сути, четких критериев, что считать поэзией, а что нет, не существует. Ведь с обыденной точки зрения Велимир Хлебников тоже графоман, который производит некую заумь, но с точки зрения большой литературы – это один из основополагающих поэтов. Я считаю, нужно ориентироваться на собственный вкус и образованность, ведь другого пути у нас нет.
 
– Кого вы считаете талантливыми поэтами среди молодых, и есть ли у нас подающие надежды писатели-фантасты?
 
– В поэзии, на мой взгляд, нет молодежи и мэтров, эта сфера вне возрастных иерархий. Ведь любой молодой автор, который пишет свежо, ярко, интересно имеет такое же влияние на мэтров, как они на него. В прозе другая ситуация, здесь ты становишься профессионалом гораздо позже, но в то же время основа фантастики – выдумка, игра, что тоже более свойственно молодости. За последние лет десять в отечественной фантастике сложилась очень интересная молодая школа, абсолютно свободная от влияния советской фантастики. Возникла она на основе сетевых конкурсов фантастики «Рваная грелка», по условиям которого писатель за три дня должен написать рассказ, который обсуждается твоими же коллегами. Там идет постоянный жесткий отбор, что очень стимулирует. Поэтому в последние лет 10–15 в России появилось много хороших авторов. Например, Иван Наумов, Карина Шаинян, Лариса Бортникова и многие другие.
 
– Скажите, почему фантастика в последнее время так популярна?
 
– Иногда описать какое-то время можно только с помощью фантастики. Например, Россия 1990-х годов очень трудно поддается реалистическому описанию. Это странное ускользающее время, которое может более точно передать только жанр, работающий на метафоре. Вспомните, 1920-е годы – слом эпох, который тоже средствами фантастики представлялся наиболее достоверно. Недаром к этому инструментарию сейчас прибегают даже самые крупные писатели. Значит, такое время.
 

Оргкомитет фестиваля:

Андрей Сизых santrak@mail.ru

Игорь Дронов  idronov@mail.ru

Анна Асеева  a_aseeva@mail.ru

Юрий Якобсон

Константин Корнеев

Михаил Базилевский

Иркутская областная общественная организация писателей (Иркутское отделение Союза российских писателей): writers_irk@mail.ru

Культурно-просветительский фонд «Байкальский культурный слой» 

Телефон для справок: 8914872-15-11

Группа в Facebook

Группа ВКонтакте

Яндекс цитирования
Rambler's Top100  
Разработка и хостинг: Виртуальные технологии

 

 

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.